Сутра помоста Почтенной Мыши, 

или Учение о крайностях дзэн

Подсказка Удава:

"История Двадцать седьмая"

ДЗЭН ВЫХУХОЛЯ

   И спросил Росомаха учителя, стоя у помоста:

   - О, несравненная, поведай нам, то есть мне, что же такое "крайности дзэн"?

   И ответила ему Почтенная Мышь:

   - Крайности дзэн - не сам Дзэн, а искажения, возникающие на пути к нему. Различают пять крайностей: "жесткий дзэн", "революционный дзэн", "безобразный дзэн", "успешный дзэн" и "правильный дзэн".
  И спросил Росомаха:

   - О, мудрейшая, скажи, что же такое "жесткий дзэн"?

   И сказала Почтенная Мышь:

   - В древние времена Хуэй-кэ отрубил себе руку, чтобы доказать Бодхидхарме серьезность своих намерений следовать Пути. Но это не было жестким дзэн, лишь частью его собственной искренности. Те же, кто исповедует жесткий дзэн, не ценят искренность. Они потакают своей жестокости и агрессивности, культивируют крайние решения, дающие им ощущение власти и силы, взращивают семена гордыни и разбрасывают камни презрения к жизни. Они далеки от Срединного Пути, они далеки от понимания дзэн, они далеки от Будды. Вот, что я могу сказать о "жестком дзэн".

   И спросил Росомаха:

   - О, познавшая, скажи, что же такое "революционный дзэн"?

   И сказала Почтенная Мышь:

   - Дзэн срывает все оковы, даруя духу подлинную свободу. Он не приемлет догматики, предубеждений, ограничений и запретов. Дзэн не терпит закостенелости и реакционности, зависимости и сытого самодовольства. Дзэн даже может быть ужасающим... Но дзэн не разрушает мир. Не разрушает общество. Не разрушает личность. Изменения происходят благодаря пониманию, а не железному молоту, крушащему налево и направо. Исповедующие революционный дзэн потакают своим внутренним конфликтам с собой и миром. Они жаждут разрушить, потому что не могут понять. Они надеются на будущее и оглядываются на прошлое, потому что не способны оценить настоящее. Часто их больше привлекает процесс, своя роль в процессе, мнимое величие противостояния, чем реальный поиск истины. Дзэн революционен, дзэн крайне революционен, но дзэн - не революция, и тем более не бунт. Он - Путь к свободе и истине. Вот, что я могу сказать о "революционном дзэн".

 

 

   И спросил Росомаха:

   - О, пробужденная, скажи, что же такое "безобразный дзэн"?

   И ответила Почтенная Мышь:

   - Дзэн не различает. Он способен обнаружить красоту там, где другие видят лишь уродство. Он способен видеть свет и жизнь там, где другие тьму и смерть. Проявления дзэн могут быть не понятны, они могут казаться глупостью, дерзостью, или даже шокировать, но всегда они будут следствием понимания, а не дешевыми попытками привлечь к себе внимание. Практикующие "безобразный дзэн" не ищут истины, не ищут себя, не ищут приоды Будды. Все чего они хотят это признания своей мнимой уникальности и оправдания своего жалкого безвольного существования. В искусстве и жизни они творят безобразия, выдавая их за прекрасное и прикрываясь непостижимостью дзэн. Они культивируют нечистоплотность, невоздержанность и недисциплинированность, оправдываясь свободным духом дзэн. Их сердца не выдают ничего кроме цинизма и пошлости, а они называют это юмором дзэн. Они правы, дзэн можно найти даже в грязи. Но его никогда не найдут там те, кто наполняет ею свою сущность. Вот, что я могу сказать о "безобразном дзэн".

   И спросил Росомаха:

   - О... эммм...

   - Давай, что ли "прекраснейшая", - усмехнувшись, предложила Почтенная Мышь.

   - О, прекраснейшая! - согласился Росомаха. - Скажи, что же такое "успешный дзэн"?

   - Постижение дзэн - цель любого практикующего. Тот, кто постиг свою собственную природу, становится сильнее дракона, быстрее ветра, могущественнее богов, богаче императоров, мудрее патриархов и счастливее ребенка. Несомненно это то, к чему следует стремится. Но просветление не является самоцелью. Суть медитации в самой медитации. Суть сострадания в самом сострадании. Суть Пути в самом Пути. Практикующие успешный дзэн зациклены на обретении собственного просветления и тем самым никогда не избавятся от оков самости. Каждое переживание, каждое видение, каждый проблеск понимания, каждый вздох и каждый случайно пущенный ветер, они трактуют как признак просветления. Только среди них "мастеров" больше чем адептов. Они превратили дзэн в коммерческий продукт и поставили его на поток. Они утверждают, что дзэн способствует успеху и пытаются поставить его на службу собственным амбициям. Но он слишком мал для их жадных глаз и слишком велик для их мелочных сердец. Просветление не то, что можно ухватить за хвост и приспособить для собственных нужд. Вот, что я могу сказать об "успешном дзэн".

   И спросил Росомаха:

   - О, почтеннейшая, скажи, что же такое "правильный дзэн"?

   И сказала Почтенная Мышь:

   - Дзэн не развлечение и не игра, не стиль жизни и не терапевтическое средство. Дзэн - это Путь к себе, требующий постоянного внимания, абсолютной искренности и полной самоотдачи. Он занимает и полностью преображает всю жизнь практикующего. Это древняя и конкретная практика осознания подлинной реальности, передающаяся от сердца к сердцу на протяжении веков от самого Будды. В ней есть свои методы и свои традиции, свои правила и свои принципы, помогающие осознанию. Но дзэн - не то, что можно засунуть в рамки одной школы или учения. Он не является заложником "правильных методов", "правильных поз", "правильного дыхания", "правильных слов" и "правильных учителей", как считают исповедующие правильный дзэн. Они верят в "правильную методику", и сражаются за первенство обладания ею, не признавая других возможностей обретения просветления. Они могут сидеть в медитации десятилетиями и читать сутры веками, но будут все так же далеки от подлинного понимания дзэн, ибо становятся рабами формы и глашатаями формализма. В их сердцах Будда пробужден не больше, чем в сердцах тех, кто и вовсе не знаком с его Учением. Вот, что я могу сказать о "правильном дзэн".

   И задумался Росомаха услышав о крайностях дзэн. И подумав, спросил учителя:

   - Учитель, что же такое тогда подлинный дзэн? И сказала Почтенная Мышь:

   - "Подлинный дзэн" - это шестая крайность. Самая незаметная и самая опасная. Ибо нет ничего опаснее для практикующего дзэн, чем попытки установить его границы!

   Сказав так, Почтенная Мышь сошла с помоста и треснула Росомаху посохом по голове, пока он не спросил что-нибудь еще и не создал прецедент для еще какой-нибудь крайности.