Подлинная практика

Подсказка Удава:

"История Тридцать шестая"

ДЗЭН ВЫХУХОЛЯ

    Однажды Росомаха спросил мастера:

   - Учитель, почему мы так мало внимания уделяем "практике"?

  - Что ты подразумеваешь под этим словом? - спросила Почтенная Мышь.

   - Ну, как что... - удивился Росомаха, - разумеется, медитацию. Учителя других школ называют дзадзэн главным средством обретения просветления.

   - Почему бы и нет, - пожала плечами Почтенная Мышь.

  - Да, но ведь вы никогда не акцентировали внимание на абсолютной важности сидячей медитации.

   - Для существа, жаждущего обретения свободы и истины, не может быть ничего важнее обретения свободы и истины, - сказала Почтенная Мышь.

   - Да, но "практика"!? - воскликнул Росомаха.

   - Что "практика"? - спросила Почтенная Мышь.

   - Разве не "практика" в конечном счете приводит к этому освобождению?

   Почтенная Мышь улыбнулась, ласково посмотрела на Росомаху и сказала:

   - Если кто-то очень хочет вернуться в родные края, он будет туда идти столько, сколько нужно, отдавая все силы, все время, все средства, все мысли и чувства. Отдавая всё. Вот это, дружок, и есть подлинная практика. Она совершается в уме и сердце, а не в зале для медитаций; ежесекундно, а не в отдельные часы; всем существом, а не отдельными техниками. И что ты при этом делаешь: сидишь, идешь, работаешь или пляшешь, имеет ровно столько значения, сколько ты этому придаешь.

   Росомаха подумал над словами учителя и спросил:

   - Получается, что подлинной практикой дзэн можно назвать саму жизнь?

   Почтенная Мышь кивнула и сказала:

   - Если ты действительно искренен в своем духовном рвении, все остальное будет лишь игрой.

 

***

 

     - Но как же тогда различные духовные практики, учитель? Ведь они так многочисленны и так разнообразны, - спросил Росомаха. 

    - Шаги по воде.

   - И какой смысл? 

   - Не дать утонуть по дороге к дому, - ответила Почтенная Мышь.