

Подлинная практика
Подсказка Удава:
"История Тридцать шестая"
ДЗЭН ВЫХУХОЛЯ

Однажды Росомаха спросил мастера:
- Учитель, почему мы так мало внимания уделяем "практике"?
- Что ты подразумеваешь под этим словом? - спросила Почтенная Мышь.
- Ну, как что... - удивился Росомаха, - разумеется, медитацию. Учителя других школ называют дзадзэн главным средством обретения просветления.
- Почему бы и нет, - пожала плечами Почтенная Мышь.
- Да, но ведь вы никогда не акцентировали внимание на абсолютной важности сидячей медитации.
- Для существа, жаждущего обретения свободы и истины, не может быть ничего важнее обретения свободы и истины, - сказала Почтенная Мышь.
- Да, но "практика"!? - воскликнул Росомаха.
- Что "практика"? - спросила Почтенная Мышь.
- Разве не "практика" в конечном счете приводит к этому освобождению?
Почтенная Мышь улыбнулась, ласково посмотрела на Росомаху и сказала:
- Если кто-то очень хочет вернуться в родные края, он будет туда идти столько, сколько нужно, отдавая все силы, все время, все средства, все мысли и чувства. Отдавая всё. Вот это, дружок, и есть подлинная практика. Она совершается в уме и сердце, а не в зале для медитаций; ежесекундно, а не в отдельные часы; всем существом, а не отдельными техниками. И что ты при этом делаешь: сидишь, идешь, работаешь или пляшешь, имеет ровно столько значения, сколько ты этому придаешь.
Росомаха подумал над словами учителя и спросил:
- Получается, что подлинной практикой дзэн можно назвать саму жизнь?
Почтенная Мышь кивнула и сказала:
- Если ты действительно искренен в своем духовном рвении, все остальное будет лишь игрой.
***
- Но как же тогда различные духовные практики, учитель? Ведь они так многочисленны и так разнообразны, - спросил Росомаха.
- Шаги по воде.
- И какой смысл?
- Не дать утонуть по дороге к дому, - ответила Почтенная Мышь.