Часть 1

 

Это то, что я слышал:

 

В момент, когда Будда останавливался в Саваттхи[1] в Восточном парке со многими хорошо известными и продвинутыми учениками, [там были] Шарипутра, Маха-Маггалана, Маха-Кассапа, Маха-Коттхита, Маха-Каччаяна, Маха-Чунда, Ануруддха, Ревата и Ананда, старшие бхикшу[2] в общине старательно обучали бхикшу, не знавших эту практику. И имели различное количество учеников, кто - 10, кто - 20, а некоторые 30 и 40. И, таким образом, бхикшу, ранее не знакомые с практикой, постепенно достигли большого успеха.

 

Той ночью в полную луну была проделана Паварана [церемония][3] для того, чтобы отметить конец уединения дождливого периода. Будда Совершенный сидел на открытом воздухе, и его ученики – бхикшу собрались вокруг него. Оглядев всех собравшихся, он начал говорить: "Благословенные бхикшу, мне приятно видеть плоды ваших успехов в вашей практике и я знаю, что вы можете иметь даже больший успех, и то, чего вы не достигли, вы достигнете, и то, что вы не реализовали, вы реализуете полностью. И для того, чтобы вас поддержать, я останусь здесь до следующего полнолуния"[4].

 

И когда они услышали, что Будда собирается остаться в Саваттхи еще один месяц, бхикшу со всей страны стали собираться, чтобы учиться у него. Старшие, более продвинутые бхикшу, продолжали наставлять менее осведомленных в практике еще более старательно. Некоторые наставляли 10 учеников, некоторые - 20, некоторые 30 и 40 учеников. С их помощью новые бхикшу смогли постепенно продолжить свое совершенствование и увеличить понимание. И когда настал следующий день полной луны, Будда стал на открытом воздухе и, оглядев присутствующих, начал говорить: "Благословенные бхикшу, наша община чиста и хороша. В своем сердце она без бесполезной и хвастливой болтовни и поэтому она заслуживает принятия подношений и увеличения своих заслуг[5]. Такая община редка, и любой странствующий, ищущий ее, не важно, каким образом, найдет ее ценной.

 

О бхикшу, есть бхикшу на этом собрании, которые уже реализовали плод Архатства[6], разрушив все корни страданий[7], отложив в сторону все ноши и достигнув правильного понимания и освобождения.

 

Есть такие бхикшу, кто уже отрезал первые пять пут[8] и реализовал плод невозвращения в круг рождения и смерти[9]. Есть также и те, кто отбросил первые три путы и реализовал плод возвращения еще один раз[10]. Они вырвали корни жадности, ненависти и невежества, и им нужно будет вернуться в круг рождения и смерти еще раз. Есть также и те, кто отбросил три путы и достиг плода, входящего в поток[11], направляясь постепенно к просветленному состоянию[12]. Есть также те, кто практикует Четыре Правильных Усилия[13], и те, кто практикует Четыре Основы Успеха[14]. Есть также и те, кто практикует Пять Способностей[15], те, кто практикует Пять Сил[16], кто практикует Семь факторов Пробуждения[17] и те, кто практикует Благородный Восьмеричный Путь[18]. Есть также и те, кто практикует Любящую Доброту, Сострадание[19], те, кто практикует Девять Созерцаний[20], и те, кто практикует Наблюдение Преходящности. Есть также бхикшу, уже практикующие Полное Осознавание Дыхания".

 

Часть 2

 

"О бхикшу, метод полного осознавания дыхания, если практиковать его постоянно, даст большую награду и принесет большую пользу. Это приведет к успеху в практике Четырех Основ Осознанности. Если метод четырех основ осознанности развит и практикуется постоянно, это приведет к успеху в практике Семи Факторов Пробуждения. Если развиты семь факторов пробуждения и практикуются постоянно, то это приведет к Пониманию и Освобождению Ума.

 

Что же это за путь развития и постоянной практики - метод Полного Осознавания Дыхания, который ведет к награде и дает большую пользу? Это, бхикшу, как если бы практикующий шел через лес и, если под деревом или в другом пустынном месте, сел бы неподвижно в позу лотоса, держа тело совершенно прямым. Вдыхая, он знает, что вдыхает и, выдыхая, он знает, что выдыхает".

 

1. Вдыхая длинным вдохом, он знает: "Я вдыхаю длинным вдохом". Выдыхая длинным выдохом, он знает: "Я выдыхаю длинным выдохом". Так он практикует.

2. Вдыхая коротким вдохом, он знает: "Я вдыхаю коротким вдохом". Выдыхая коротким выдохом, он знает: "Я выдыхаю коротким выдохом". Так он практикует.

3. "Я вдыхаю и осознаю все мое тело. Я выдыхаю и осознаю все мое тело". Так он практикует.

4. "Я вдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным". Так он практикует.

5. "Я вдыхаю и чувствую радость. Я выдыхаю и чувствую радость"[21]. Так он практикует.

6. "Я вдыхаю и чувствую счастье. Я выдыхаю и чувствую счастье". Так он практикует.

7. "Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и осознаю активность ума во мне". Так он практикует.

8. "Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру. Я выдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру". Так он практикует.

9. "Я вдыхаю и осознаю мой ум. Я выдыхаю и осознаю мой ум". Так он практикует.

10. "Я вдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным. Я выдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным". Так он практикует.

11. "Я вдыхаю и концентрирую мой ум. Я выдыхаю и концентрирую мой ум". Так он практикует.

12. "Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум". Так он практикует.

13. "Я вдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм"[22]. Так он практикует.

14. "Я вдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм"[23]. Так он практикует.

15. "Я вдыхаю и созерцаю освобождение. Я выдыхаю и созерцаю освобождение"[24]. Так он практикует.

16. "Я вдыхаю и созерцаю оставление всего. Я выдыхаю и созерцаю оставление всего"[25]. Так он практикует.

 

Практикующий Полное Осознавание Дыхания, если он развивается и практикуется постоянно в соответствии с этими наставлениями, будет вознагражден сторицей и получит большую пользу.

 

 

Часть 3

 

 

Каким образом следует развивать и постоянно практиковать Полное Осознание Дыхания, чтобы была польза в практике Четырех Основ Осознанности?

 

"Когда практикующий вдыхает или выдыхает длинным или коротким дыханием, осознавая свое дыхание или все тело, или осознавая, что он приводит все свое тело к покою и миру, ясно осознавая свое состояние, которое превыше привязанности или отвращения к этой жизни, в этом случае дыхание с полным осознаванием относится к первому Основанию Осознанности, а именно - к телу.

 

Когда практикующий вдыхает или выдыхает и чувствует радость или чувствует счастье, в этот момент он мирно пребывает в наблюдении чувств в чувствах, упорно, полностью осознанно. Ясно понимает свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни, в этом случае дыхание с полным осознаванием относится ко второму Основанию Осознанности, а именно - к чувствам.

 

Когда практикующий вдыхает или выдыхает с осознаванием ума или, приводя ум к спокойствию и миру, для того чтобы собрать ум в концентрации или освободить его, в этот момент он мирно пребывает в наблюдении ума в уме, упорно, полностью осознанно. Ясно понимает свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни. Без полного осознавания дыхания не может быть развития созерцательной стабильности и понимания.

 

Когда практикующий вдыхает и выдыхает и созерцает существующее непостоянство или существующее исчезновение всех дхарм, или освобождение или оставление всего, в этот момент он мирно пребывает в осознанности объектов ума, настойчиво полностью осознавая, ясно понимая свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни.

 

Практика Полного Осознавания Дыхания, если она развивается и практикуется постоянно, приведет к совершенству Четырех Основ Осознанности".

 

 

Часть 4

 

"Однако, если они развиты и практикуются, Четыре Основы Осознанности приведут к совершенству пребывания в Семи Факторах Просветления. Каким же это образом?

 

Если практикующий может поддерживать непрерывно практику наблюдения за телом в теле, чувствами в чувствах, умом в уме и объектами ума в уме, настойчиво полностью осознавая, ясно понимая свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни с равной, прочной и невозмутимой созерцательной стабильностью, он достигнет первого фактора Просветления, а именно - Полного Внимания. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

 

Когда практикующий может пребывать в медитативной стабильности без перерыва и может исследовать каждую дхарму, каждый объект ума, который поднимается, тогда второй фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Исследования Дхарм. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

 

Когда практикующий может наблюдать и исследовать каждую дхарму непрерывно, упорно и настойчиво, не отвлекаясь, третий фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Энергии. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

 

Когда практикующий достиг стабильного, нерушимого пребывания в потоке практики, четвертый фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Восторга, который за пределами этого мира[26]. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

 

Когда практикующий может пребывать в ничем не нарушаемом состоянии Восторга, он наполнит свой ум легкостью и миром. С этого момента пятый фактор Просветления будет зарожден и развит в нем – фактор Легкости и Полноты мира. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

Когда тело и ум легки и пребывают в мире, практикующий может легко войти в сосредоточение. С этого момента шестой фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Сосредоточения. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

 

Когда практикующий пребывает в глубоком покое, он отсечет различение и сравнение[27]. С этого момента реализован и развит в нем седьмой фактор Просветления - фактор Равностности[28]. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству. Так, если Четыре Основания Осознанности развиваются и практикуются постоянно, то будет достигнуто совершенное пребывание в Семи Факторах Просветления".

 

 

Часть 5

 

"Как Семь Факторов Просветления, если они развиваются и практикуются постоянно, будут вести к совершенному достижению и истинному пониманию и полному освобождению?

 

Если практикующий следует пути Семи Факторов Просветления, живя в тихом уединении, наблюдая и созерцая затухание дхарм, он разовьет способность оставления всего. Это будет результатом следования Пути Семи Факторов Просветления и приведет к совершенному достижению и истинному пониманию и полному освобождению".

 

Часть 6

 

Это есть то, что сказал Просветленный (Будда), и все собравшиеся выразили восхищение и благодарность, услышав его учение.

 

 

 

 

 

 

Сутра Полного Осознования Дыхания

Анапанасати-сутра

Перевод с англ. Гаврилова А. В.

Комментарии

 

[1] Саваттхи - столица царства Косала, примерно в 75 милях к западу от Капилавасту.

[2] Бхикшу – монах.

[3 Церемония Паравана проводилась в конце каждого уединения сезона дождей, ежегодного трехмесячного уединения буддийских монахов. Во время церемонии каждый монах приглашался на собрание, где ему указывались его недостатки, проявленные во время уединения. Полная луна отмечает конец лунного месяца. Обычно Паравана проводилась в конце месяца Ассаюджа (приблизительно октябрь), но в конце года, в котором давалась сутра, Будда увеличил уединение до четырех месяцев и церемония проводилась в конце месяца Каттика (приблизительно ноябрь).

[4] День полной луны в уединении четвертого месяца (Каттика) назывался Комуди, или День Белого Лотоса, поскольку комуда – это разновидность белого лотоса, расцветающего поздней осенью.

[5] Поле заслуг - поддержка хорошей общины, подобна посеву семян на плодородной почве.

[6] Арахат (санскр. архат) - высшая стадия реализации согласно ранней буддийской традиции. Слово "архат" означает высоко почитаемое и уважаемое лицо. Архат - это тот, кто вырвал с корнем причины страданий и вышел за пределы колеса рождений и смертей.

7] Корень страданий (санскр.: клеша, пали: килеса) - узлы, закрепощающие психику, такие, как жадность, гнев, невежество, презрение, подозрение и ложные взгляды. Это синоним Асава (пали): страдание, боль, отравляющие психику причины, которые ведут нас к рождению и смерти, как хватание-цепляние, ложные взгляды, невежество.

[8] Это первые 5 из 10 узлов и пут (санскр.: Самйоджана): 1) захваченность ложными взглядами о себе; 2) колебание; 3) вовлеченность в суеверные запреты и ритуалы; 4) хватание-цепляние; 5) гнев и ненависть; б) желание мира форм; 7) желание в сфере миров, где нет никаких форм; 8) гордость; 9) возбуждение и 10) невежество. Эти узлы и связи удерживают нас в порабощенном состоянии в мирских ситуациях. В Махаяне 10 связей и пут перечислены в следующем порядке: желание, ненависть, невежество, гордость, колебание, вера в реальность "я", крайность в воззрениях, ложные воззрения, извращенные воззрения, воззрения, связанные с не необходимыми запретами. Первые 5 называются "тупыми" и последние 5 - "острыми".

[9] Плод Невозвращения (Анагами пхала) - плод, уступающий только достижению Архатства. Те, кто реализовал Плод Невозвращения, никогда не возвратятся после этой жизни в колесо рождений и смертей.

[10] Плод Одного Возвращения (Сакадагами пхала) - плод, или достижение, предшествующее Плоду Невозвращения. Тот, кто реализовал этот плод, вернется в круг рождений и смертей один раз.

[11] Плод Вхождения в Поток (Сотапатти пхала) - четвертый, высший плод или достижение. Тот, кто реализовал Плод Вхождения в Поток, вошел в Поток Пробужденного сознания, который всегда течет в Океан Освобождения.

[12] Четыре Основы Осознанности (Сатипаттхана): 1) Осознание тела в теле; 2) Осознание чувств в чувствах; 3) Осознание ума в уме; 4) Осознание объектов ума в объектах ума. Более подробные разъяснения приводятся в книге "Суть Буддийской медитации" Ньянапоника Тхера или в другом переводе Сатипаттана сутты. См. также Тхить Ньят Хань, "Обретение мира" (рус.перевод, Спб. 1993), с. 157.

[13] Четыре Правильных Усилия (пали: падхана): 1) никогда не позволять возникать неправильным действиям; 2) если возникли, найти средства прекратить их; 3) зарождать причины правильных действий, если они еще не возникли; 4) найти средства развития правильных действий для их развития, если они возникли.

[14] Четыре Основы Успеха (иддхи пада) - четыре дороги, ведущие к реализации сильной психики: старение, энергия, полное осознавание и проникновение.

[15] Пять Способностей (индрияна): 1) уверенность; 2) энергия; 3) медитативная устойчивость; 4) медитативное сосредоточение; 5) правильное понимание.

[16] Пять сил (бала) - то же что и пять способностей.

[17] Семь факторов Пробуждения (боджджханга): 1) полное внимание; 2) исследование дхарм; 3) энергия; 4) восторг, превышающий этот мир (см. примеч. 26); 5) легкость и наполненность миром; б) сосредоточенность; 7) равностность. Они обсуждались в четвертом разделе сутры.

[18] Благородный Восьмеричный Путь (аттхангика-магга) – путь правильной практики, содержащий восемь "элементов; 1) правильное воззрение; 2) правильное намерение; 3) правильная речь; 4) правильное действие; 5) правильный образ жизни; б) правильное sqhkhe на пути; 7) правильное осознавание; 8) правильное медитативное состояние. Перечисленные практики, начиная с Четырех Основ Осознанности и вплоть до Благородного Восьмеричного Пути (всего 37), называются бодхипаккхьа дхамма, т.е. составляющие Пробуждения.

[19] Любящая доброта, Сострадание, Радость и Равностность (брахмавихара) - четыре прекрасных драгоценных состояния сознания, ничем не ограниченные, часто называемые Четыре Безграничные Медитации. Любящая доброта приносит радость, Сострадание удаляет страдание. Радость - это счастье и радость в радости других. Равностность - это состояние без рассуждений о приобретении и потере, без хватания, цепляния за веру как за истину, без гнева и горестей.

[20] Девять Созерцаний - практика созерцания на девяти стадиях разложения трупа, от момента вздутия до момента превращения в прах.

[21] Радость и счастье - слово "пити" обычно переводится как "радость", и слово "сукха" обычно переводится как "счастье". Следующий пример обычно используется, чтобы сравнить "пити" и "сукха". Некто путешествующий в пустыне и видящий источник холодной воды испытывает "пити" (радость) и, утоляя жажду, испытывает "сукха" (счастье).

[22] Дхармы - вещи, феномены.

[23] Затухание (вирага) - затухание цвета и вкуса каждой дхармы, и ее постепенное растворение, и в то же самое время затухание и постепенное растворение цвета и вкуса желания. Рага означает цвет или краску, здесь этот термин используется для того, чтобы обозначить желание. Вирага, таким образом,- это затухание и цвета, и страсти.

[24] Освобождение означает искоренение всех несчастий и горестей посредством изменения их.

[25] Оставление всего означает отбрасывание всего того, что мы считаем иллюзорным или пустым по своей сути.

[126] "Не этого мира" или "Восторг превыше обыденного мира" - перевод слова "нирамиса". Это великая радость, которая не может быть найдена в сфере чувственных желаний.

27] Различение и Сравнение: то есть различение субъекта от объекта, сравнение того, что дорого для нас, с тем, что мы не любим, то, что приобретено, с тем, что потеряно.

[28] Равностность (пали: Упеккха, санскр.: Упекша) – иногда переводится как "безразличие". Обозначает отказ от различения и сравнения субъекта/объекта, нравится/не нравится, приобретение/потеря, является основным. В буддизме школ Махаяны этот аспект полностью развит.

 

                Источник: "Сутра полного осознавания дыхания"  с  комментариями Тит Нат Хана, из сборника "Буддизм в переводах", Спб.,1991г.